Чёрт
знает что начертано судьбою!
Какое
тут возможно торжество
в
борьбе и с миром, и с самим собою?
Их —
двое, а меня — ни одного.
(Евг. Лукин)
На слое пыли, покрывшем
Кафедру, в самый раз записывать что-нибудь великое. Пыль окаменеет, скрижалью
станет.
В ожидании же великого
начертаю запоздалую ремарочку к 9.15.
Судя по откликам, авторский
отвлекающий маневр удался: народ азартно сравнивал Винтов с Духоловами,
подсчитывал несуществующие параллели и перпендикуляры и за всей этой
престидижитаторской геометрией не обратил особого внимания на зайца в шляпе –
третью парную команду в серии. Ей посвятили общетеоретический вздох: мол,
да-да, ах, как это верно, что самые страшные монстры – люди, – и за убийство
одного из них логично поставили Дину диагноз "потемнения" (за казнь
хромого Джеффри ровно два сезона назад он такого вердикта почему-то не удостоился,
как и Гарри нынче).
А ведь из трех дуэтов именно этот
– самый примечательный. Как минимум – самый близкий к тому эпическому идеалу,
которого жаждут массы.
Одинокие, никому не интересные
даже в их крохотном городке, они встретились случайно – и нашли друг в друге
свои недостающие половинки.
Между ними не было ссор, обманов,
глупых дрязг и обид. Они знали и принимали друг друга такими, как есть. Каждый
вносил в командную работу свой талант и свое вдохновение – к обоюдному удовольствию.
Вместе против целого мира, они
прожили короткую, но яркую жизнь, дав плоть и кровь – много крови – чужому
кустарному мифу, и умерли в один день.
Чем не эпос?
Напоминают они и незабвенных
Барнса с Демиэном – насколько темные тени могут напомнить их хозяев. Те же
унылые будни и одиночество, случайное знакомство с далеко идущими последствиями
и страсть к игре в сверхъестественное, в конце концов, та же внешность дуэта –
Толстый и Тонкий. Но на сей раз Винтов косплеили Духоловы. Как могли.
В норме копы ловят маньяков и
сдают их куда положено. В Спрингдейле коп и маньяк образовали команду
отверженных. Ее мозгом стал Норвуд, страж закона, можно сказать, почти юрист.
Ее послушным телом и больной душой – Роджер, официант, охранник, владелец
редкого авто, которое, увы, не сделало Роджа любимцем публики и девушек. Общество
обоих попросту не замечало. Воссоединившись, обиженные "половинки" обнаружили
фейкового Тинмена с готовым фандомом и радостно взялись обеспечивать его
поклонников реальными подвигами кумира. Даже обустроили свой съемочный павильон
с лесным пейзажем на заднике. Теперь незаметность оборотилась в их пользу. Дуэт
изгоев наслаждался вдвойне: они приобрели явную властью над жертвами и тайную -
над социумом, который, оказалось, тоже не вполне здоров.
Все больные нашли (не сказать
бы – породили) друг друга. Как обычно.
Три пары выстроены нисходящим зеркальным
коридором: каждый Винт отражен последовательно в двух кривеньких зеркалах,
редуцируясь от ступени к ступени. Сэм – Гарри – Норвуд, Дин – Эд – Роджер. Застряв
на средней, можно пропустить много интересного. Хотя эта трагикомическая
пародия на винтовскую коллизию далеко не только последних недель тоже хороша
чрезвычайно и не исчерпывается по-цыгански настойчиво внушаемым сходством Дина
и Эда, столь же реальным, как сходство черной Импалы и белого минивэна. Видовая
общность налицо, ибо оба - средства передвижения. Тинмен тоже реален, но иначе,
нежели видится его фанатам. Сопоставления в дуэтах основаны не на том, кто кем
обижен-обманут.
И Эд, больше всего на свете
боявшийся одиночества, Эд, никогда не знавший толком ненавистной Дину сверхъестественной
сточной канавы, но почему-то прозревавший в ней источник славы, денег и секса с
девушками, – Эд тоже, конечно, таскает обиженному напарнику кофе, вдохновляет
его великими идеями, отговаривает от рискованных затей, старается тайно и явно
обеспечить его безопасность. Гарри же одержим желанием утереть нос хейтерам, и экс-соратникам,
выбравшим презренную нормальную жизнь, и заодно своей бывшей, ибо ради этого
утирания он дал себя отговорить от женитьбы. Но это героическое желание почему-то
не обсуждается. Веер ностальгических отсылок к давним дням, например, к 2.05 в
ходе душераздирающего финального диалога у Импа… то есть минивэна, тоже,
кажется, даром прошел. Как и воспоминание о летающем Супермэне и нелетающем Бэтмене,
воспринятое как вишенка на торте, умиления для, не более. А ведь это концепт.
Всякому олуху известно, что Бэтмен иначе как на своем бэтменмобиле не летает. Не
Дамбо, чай.
Кратко говоря, нас поставили
перед фактом, что Эд имеет дело с последствиями своего беспорядочного
творчества, а Гарри – с последствиями своего же добровольного выбора. Далее предложено
думать самим.
Бакли и Уэстер приятно
удивили, отработав весь упитанный троллинг на славу. Молодцы ребята.
На нижнем уровне этой дивной
трехэтажной конструкции сквозные нити лествички - одиночество и обида,
пожирающие жизнь за жизнью, - как ни странно, не породили взаимных претензий в
команде. Вместо того они, направленные на мир в целом, породили настоящего монстра,
эпично единого в двух лицах. Никаких разрушительных секретов, отношения в паре
прекрасные, в отличие от. Норвуд ласково кличет партнера психом, видимо, считая
себя образцом адеквата. Еще бы, он ведь не убивает, только наблюдает процесс.
Роджер не в претензии, ему нравятся ручная работа и партнер - чистоплюй, зато умный, аж страшно. От каждого
– по способностям и т. д.
А не вздумай они сообща поохотиться
на злое, не ценящее их человечество, - между ними не было бы ничего общего.
Единственный раз все шестеро
сходятся в короткой сценке, которую пересматривать и пересматривать, и кажется
она мне отчего-то частично спойлерной, тогда как вся серия посвящена текущему
положению дел и обстоятельствам, к нему приведшим.
У Дина, готового умереть, и
Дина убивающего, - одинаково отрешенная рожа, толкуемая зрителями по-разному:
дескать, в первом случае – он сдался, во втором – "потемнел". Мне же
представляется, что Дину честно было все равно. Каиново бремя для него не есть
что-то принципиально новое; адский палач, чистилищный зверь, профессиональный
перерезатель глоток глядит на Роджера и узнает в нем – себя. Ему незнакомо то,
о чем говорит Норвуд: торжество
ничтожества, полагающего свои патологии уникальными, а подлые хитрости –
гениальными. Иное дело Роджер – пустое место, которое подает закуски, охраняет
заброшенные здания и болеет никомуненужностью. Уничтожая обидчиков, он
избавляется от боли, а заодно и от себя, неинтересного всему свету и себе
самому. Он легко жертвует именем и лицом, дарит монстру карающую руку с ножиком,
воображая, что становится Тинменом, и звание косплейщика его нешуточно сердит.
Эх, Родж, есть ли у тебя что-то свое, спросило бы его эго, если б хоть оно у
Роджа было.
Исходя из чего, для Дина нету
большой разницы, убьет ли Родж его или он – Роджа; оба того заслуживают. Утверждая,
что люди – больные, Дин не исключает из этого определения себя. Самоисключения
из неприятных правил – по части Норвуда и его зеркальной линии.
Казнь маньяка исполнена как
символическое самоубийство: Дин "слился" с Роджем, прижав его к себе,
перенаправляя нож в его руке – своей рукой – на Роджа – на себя, медленно
погружая его под ребра Роджу – в направлении себя же. Действо тянется долгие мгновения;
Сэм смотрит, отвеся челюсть, смотрит и Норвуд с пушкой. Ему (им?) нравится
смотреть. И в данном случае я их даже понимаю.
А потом второе кривое отражение
Дина полезло под пулю, прикрывая Сэма и лепеча, что все это его вина. Он, стало
быть, тоже заслужил.
Тогда в дело вступила линейка
сэмовых силуэтов, причем без участия самого Сэма, который, как обычно, остался
ни при чем. Тут все было просто: Норвуд, привыкший полагаться на свои ныне
покойные "руки", замешкался, а у Гарри не зря же еще в первом акте за
резинкой трусов имелся пистолет, к которому позже добавились всякие негативные
эмоции. Пристрелив воображалу-манипулятора, утиравшего всем подряд носы, герой
сам от себя офигел, вызвав живое сочувствие "потемневшего" Дина, но
ненадолго. Возложив всю полноту ответственности за пять трупов на уполномоченного
по копытам, Гарри с чистой совестью погрузился в печаль о грядущей одинокой
старости.
Не удивлюсь, если эта же схема
повторится в ином масштабе. Дину, видимо, придется-таки порешить кое-что в
себе, пока другие его аспекты будут худо-бедно прикрывать Сэма. Сэму тоже бы
внутренние дела порешать, но он не станет. Предпочтет смотреть, что в нем возьмет
верх, и постфактум всплакнет о жертвах.
Интересно мне, что же умерло
на той лесопилке. Не "кто" – с этим ясно: самые страшные монстры, больные,
но все-таки люди, и бла-бла. Обида и одиночество остались на своих местах.
Приятное чувство умственного и нравственного превосходства явно пережило
Норвуда, как и мучительная отверженность – Роджера. Кажется, почил в бозе
только пресловутый эпик, гнилые основы которого вскрыты здесь с прозекторской
бесстрастной беспощадностью.
Я часто была несправедлива к
покойному. Но был ли покойный нравственным феноменом? Бывший слепой, самозванец
и фактокрад, он хотел жить за счет канона, и канону это в конце концов надоело.
Всё.
спс, Мирра, как всегда точно и емко. я хотела лишь добавить милые картинки при эпическом споре о существовании Тинмена, точнее фон. Дин на фоне охотника или лесоруба, Сэм на фоне лося... Яснее уж некуда. При чем оба изображения рядом с елкой. ну, так, для масштаба. При этом охотник на много крупнее елки, а лось чуть не в половину меньше. Теперь сравниваем Охотника и Лося, исходя из этих пропорций))
ОтветитьУдалитьhttp://www.fargate.ru/supernatural/image.php?action=popup&id=86447
ОтветитьУдалитьhttp://www.fargate.ru/supernatural/image.php?action=popup&id=86530
дав плоть и кровь – много крови – чужому кустарному мифу
ОтветитьУдалитьБывает такое с мифами, даже с некустарными. Приманил Дин Иезекииля, а получился в итоге Гадриэль. Издание второе, старательно доработанное и до полной неузнаваемости исправленное)
ибо ради этого утирания он дал себя отговорить от женитьбы
Хотя Гарри из-под венца на охоту Эд за руку не тащил. И на пороге угрожающей тенью не маячил. И перерезателем глоток, недостойным сидеть за одним столом с нормальными людьми, Гарри себя не ощущал (с чего бы, да).
для Дина нету большой разницы, убьет ли Родж его или он – Роджа
Роджер кажется тоже особых возражений не имел против того, чтобы помереть. Как-то очень он обреченно и без особых эмоций сопротивлялся.
Дину, видимо, придется-таки порешить кое-что в себе
Многое там само напрашивается. И как Роджер, неявно, и как Каин - открытым текстом.
почил в бозе только пресловутый эпик
Причем дважды) А трижды быть не могло по определению, по крайней мере пока - очень уж это энергозатратный процесс, похороны пресловутой дихотомии добра и злЪа.
Тени отправились в небытие, люди навсегда разошлись, а Дин и Сэм все те же наши эпичные Дин и Сэм)
ОтветитьУдалитьMirra,
ОтветитьУдалитьспасибо за анализ.
На третью пару я внимания не обратила - теперь надо обдумать.
Сундук Мертвеца
ЗЫ. Ну-ка... ))))